Комментарий для портала Радиочастотного спектра

Портал Радиочастотного спектра собрал мнения юристов относительно построения российского законодательства в сфере искусственного интеллекта. Журналистов интересовало, какие вопросы правового регулирования технологий искусственного интеллекта наиболее актуальны, и какие принципиальные моменты в сфере регулирования ИИ должны присутствовать в российском законодательстве.

Мнение Олега Матюнина, полная версия:

«Два года назад в октябре Президент подписал Указ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», которым утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Некоторые вопросы правового регулирования ИИ были этим документом решены, хотя, строго говоря, документы стратегического планирования не являются нормативными правовыми актами из-за специфичности своего предмета.


Что я имею в виду, когда говорю о решении некоторых правовых вопросов?

1. В Стратегии есть тезаурус, понятия «искусственный интеллект», «технологии искусственного интеллекта», «набор данных», «вычислительная система» и другие. 12 терминов, которых сейчас в главном информационном законе страны нет: ни в его словаре, ни по тексту в целом. Введение в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» терминов, закрепленных в Стратегии, — момент для развития законодательства принципиальный. Но если их только скопируют из словаря Стратегии в словарь закона, а использовать для регулирования отношений не станут, то в таком формальном действии большого смысла я не вижу.


2. Важный блок Стратегии, из которого могут и должны, на мой взгляд, родиться правовые нормы, содержится в ее пункте 19-м: в нем перечислены принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта. У принципов есть шансы стать правовыми и закрепиться в Законе об информации. В действующей редакции пункта не все принципы понятны: требует пояснений принцип разумной бережливости, раскрытый в подпункте «е» как «осуществление и адаптация в приоритетном порядке существующих мер, направленных на реализацию государственной политики в научно-технической и других областях». Что таким образом должно сберегаться — я как читатель не понимаю.


3. Стратегия называет законные и незаконные направления и цели использования ИИ. Их имеет смысл перенести в исходном или доработанном виде в закон. В 21-м пункте перечислены дозволенные направления − например, ИИ можно использовать для автоматизации рутинных (повторяющихся) производственных операций, повышения безопасности сотрудников при выполнении бизнес-процессов. В 22-м пункте сказано об использовании ИИ в социальной сфере. В 19-м пункте говорится о недопустимости использования ИИ в целях умышленного причинения вреда гражданам и юридическим лицам.


Начало положено, и задача государства, как я ее вижу, дойти в распределении допустимого и недопустимого, поощряемого и запрещаемого до логического конца.

Вопросы регулирования ИИ, которые никогда не потеряют актуальности:


1. Необходимость либо отсутствие необходимости в получении согласия субъекта персональных данных на их обработку искусственным интеллектом. Чем шире распространение таких технологий, тем выше степень их вмешательства в частную жизнь. Я не говорю, что это по умолчанию плохо или неплохо, но это вопрос права, который должен быть качественно урегулирован.


2. Допустимость либо недопустимость полного делегирования технологиям ИИ права на принятие решений. Стратегия отвечает: нет, ИИ может использоваться только как вспомогательный инструмент. Мне кажется, граница между решением и помощью в его принятии не так очевидна, как может показаться на первый взгляд. Если технология предложила решение, а человек полностью полагается на ИИ, т.е. объективно выполняет роль придатка ИИ, потому что не может обрабатывать огромные массивы данных, не имеет такого потенциала, то это уже проблема. Кто принимает решения на самом деле?


3. ИИ — информационная технология, законодательство за информационными технологиями не поспевает, поэтому всегда на повестке будет еще два вопроса: как быстро понять и урегулировать происходящее и как обеспечить контроль за использованием технологии, чтобы не допустить манипуляций и других неправомерных воздействий.

Вот, пожалуй, самые актуальные на сегодня вопросы регулирования отношений с использованием ИИ».


Публикация: https://rspectr.com/articles/932/chelovek-robot-i-zakon